МИПИ «Правовые волонтеры»: как, зачем и почему?

Что такое МИПИ «Правовые волонтеры»?

МИПИ «Правовые волонтеры» — это уникальный правопросветительский проект, направленный на формирование устойчивого уровня правосознания и высокого уровня правовой культуры в молодежной среде через интерактивные игровые просветительские технологии, разработанные авторами проекта. Проект реализуется с 2013 года и является единственным подобным форматом правового просвещения в России.

Как проходит сезон «Правовых волонтеров»?

Открытие и закрытие сезона, то есть первый этап первого уровня и финал, проходят в Российском новом университете. В первом этапе сезона команды участников работают с ситуационными кейсами — обращениями граждан и приобретают компетенции корректного применения норм права в конкретных жизненных ситуациях. Второй этап — интеллектуальная игра посвященная взаимосвязи права и космоса проходит в Музее космонавтики.

Второй уровень МИПИ «Правовые волонтеры состоит из двух этапов — правозащитного квеста «Право — инструкция по применению» и моделирования работы с обращениями в адрес Уполномоченного по правам человека в России.

Квест «Право — инструкция по применению» проходил в локациях Красносельского района города Москвы, которые были размещены возле Басманного районного суда города Москвы, Арбитражного суда Московской области, Министерства сельского хозяйства, а также у других государственных органов, находящихся в районе.

Закрытие сезона проходит в два дня в Москве. В первый день участники общаются с партнерами проекта в формате диалоговых лекций и посещают музеи и ГосДуму, а во второй день в трех конкурсах (презентационный, интеллектуальный и драматургический конкурсы) определяются победитель, два призера и победители в номинациях.

Как появился проект?

«Правовые волонтеры» — это результат работы научной школы «Правовое образование, формирование правосознания населения и профилактика преступности» юридического факультета Российского нового университета (РосНОУ) под руководством генерального прокурора СССР в 1988 — 1990 годах, российского ученого-юриста, доктора юридических наук, профессора, действительного государственного советника юстиции Александра Яковлевича Сухарева.

Авторы проекта — декан юридического факультета РосНОУ, кандидат психологических наук Алексей Александрович Тыртышный и заместитель директора по научной работе Музея космонавтики, кандидат педагогических наук Вячеслав Львович Климентов.

РосНОУ — единственный организатор? Проводится только в Москве?

К реализации проекта с 2013 года присоединяются новые государственные органы, общественные организации и сегодня партнерами проекта стали Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарат Уполномоченного по правам человека в России, Федеральная служба исполнения наказаний, Ассоциация юристов России и другие. Представители партнеров участвуют в работе команды проекта в качестве экспертов и соорганизаторов.

Проект ежегодно реализуется в Москве, Московской, Липецкой и Тамбовской областях, Республике Карелия, Ростовской области. Каждый год количество регионов увеличивается — присоединяются волонтерские, образовательные организации, региональные Уполномоченные по правам человека и правам ребенка.

Почему правопросветительские технологии «Правовых волонтеров» это не только интересно, но и полезно?

Правопросветительские технологии, которые стали основой проекта, прошли экспертную и профессионально-общественную оценку в экспертном совете по правовому просвещению при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в комитете по образованию Государственной Думы, на профильных международных и всероссийских круглых столах и конференциях. Общественная оценка подтверждает и качество, и актуальность, а результативность подтверждают сами учителя и участники.

Результаты реализации проекта отражены в Докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 и 2016 год, которые были представлены Президенту России Владимиру Владимировичу Путину.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова  отмечает:

Совместно с Российским новым университетом и Ассоциацией юристов России Уполномоченным была организована многоуровневая интерактивная правовая игра «Правовые волонтеры». Проект «Правовые волонтеры» помогает воспитать молодых инициативных людей, обладающих гражданской позицией и высоким уровнем правосознания.

А как проходили «Правовые волонтеры» в 2013 — 2017 годах?

В год 20-летия Конституции России, когда Российский новый университет впервые представил проект общественности, вопросы создания эффективных технологий правового просвещения только начинали обсуждаться.

Нам удалось объединить гражданское общество, правозащитные институты России, образовательные организации под идеей нового инновационного подхода к правопросветительской работе — обучающие игровые технологии, которые сегодня пришли на смену традиционному дидактированию по формуле «Вы должны поступать так-то». В 2013 году «Правовые волонтеры» стали новым словом в правовом просвещении, а в 2017 — эффективно работающей правопросветительской технологий.

— автор проекта Алексей Александрович Тыртышный

С 2013 года в России прошли четыре сезона «Правовых волонтеров». Их участниками стали 15 регионов России, более 100 экспертов, 300 школ, 2 500 школьников. Цифры можно перечислять бесконечно. Новое для себя в каждом сезоне открывали школьники, учителя и организаторы. Мы совершенствовали проект и в 2016 году из одной только Москвы было больше 250 участников из 33 школ.

«Правовые волонтеры» полезны только для школьников ?

Прежде всего, участие в проекте стимулировало развитие интереса десятиклассников к предметам обществознание, право, история.

Мы научились работать в команде, творчески относиться к заданиям, много читали дополнительной литературы, знакомились с документами правовых сайтов, организовывали диспуты и дискуссии, с удовольствием писали коллективное эссе.

Члены нашей команды увлекли своим интересом почти всех ребят 10 Б класса и старшеклассников школы: для того, чтобы стать членом нашей команды выстраивалась очередь. Участники игры своим энтузиазмом показывали пример гражданского отношения к стране, пример неравнодушия и возможность творческой самореализации.

— Маслова Наталья Николаевна, руководитель команды «Les benevoles», школа 1095, г. Москва

Каждый школьник, пройдя этапы отбора проекта, получит:

Каждый наставник команды, участвуя в подготовке команды и мероприятиях проекта, получит:

 

знания о системе права России и умения их использовать

 

 

возможность объединить класс или отдельные группы класса под идеей интересного и полезного времяпрепровождения

 

 

практические навыки оказания правовой помощи себе, друзьям и родным

 

  возможность побывать на всех площадках реализации проекта
 

 

представления о правомерном поведении и сформированную на игровом опыте модель такого поведения

 

  консультации экспертов проекта по вопросам правового образования в школах
 

уникальную возможность посетить государственные органы и музеи, пообщаться с экспертами и теми, от кого зависит будущее правозащитной и правопросветительской системы;

 

  методические рекомендации по правовому образованию, специализированную литературу и многое другое.
 

дипломы за победу и сертификаты за участие, ценные призы от проекта и партнеров.

 

удостоверение и свидетельства о повышении квалификации по авторской программе «Педагогика правосознания»

Проект реализуется на некоммерческой основе. Иногородним участникам, прошедшим в финал проекта, оплачивается дорога из места проживания в Москву и обратно, проживание и питание.